Основные принципы учета
Бухгалтерский учёт – это упорядоченная система сбора, фиксация и представление информации в денежном выражении. Он показывает финансовое состояние компании и его изменения.
Бухгалтерский учёт даёт возможность:
- оценить финансовое положение бизнеса;
- выбрать стратегию развития;
- отследить материальные, трудовые ресурсы;
- оптимизировать доходы, расходы, налоги.
Бухгалтерский учёт в компании осуществляется непрерывно. Выполняется он до тех пор, пока организация не прекратит деятельность в результате ликвидации или реорганизации.
Элементы бухучёта
Составляющие, которые образуют методы бухучета:
- Наблюдение – применяется в отношении операций по исполнению функций отделами.
- Измерение – обозначает денежное измерение объекта учёта.
- Обобщение и детализация – символизирует получение итоговых оборотов и остатков по бухгалтерским счетам. Этот элемент может быть, как статистическим, так аналитическим.
Все элементы сочетаются друг с другом. Но, как правило, какой-то один из них преобладает. Элементы учёта достоверно отражают все данные об операциях, производимых организацией. Они помогают сформировать полную картину и принять верные управленческие решения.
Способы бухгалтерского учёта
При оформлении финансовых документов применяются:
- Документация. Фиксирует сведения, помогающие анализировать хозяйственную деятельность. Оформление бухгалтерских документов выполняется по стандартам, утверждённым контролирующим органом.
- Инвентаризация. Предполагает обследование имущества, находящегося в собственности компании, определение статуса предметов и перспективы эксплуатации хозяйства.
- Калькуляция. Помогает рассчитать совокупные расходы на одну единицу.
- Оценка. Способ помогает сравнить имеющиеся статистические данные.
Цены на бухгалтерские услуги
Наименование | УСН доходы | ПСН | УСН доходы — расходы | Расходы ОСН |
ИП без работников | 2000 руб. | 2400 руб. | 2800 руб. | 3600 руб. |
ИП с работниками | 4000 руб. | 4800 руб. | 5600 руб. | 7200 руб. |
ООО | 5000 руб. | 7000 руб. | — |
НАИМЕНОВАНИЕ | Стоимость рублей ОСН |
Учет ККТ | 1 500 руб. |
Учет эквайринга | 1 500 руб. |
Обособленное подразделение | 5 000 руб. |
Дополнительный патент | 1 500 руб. |
Дополнительный расчетный счет | 1 000 руб. |
Количество агентов (Wildberries, СДЭК, Boxberry и другие) |
1 500 руб. |
ВЭД | 5 000 руб. |
Кредиты, лизинг | 1 500 руб. |
Совмещение налоговых режимов | 1 500 руб. |
Условия по заработной плате и кадровому учёту
НАИМЕНОВАНИЕ | Стоимость рублей ОСН |
Стоимость расчета ЗП и налогов с ФОТ 1 работника кроме ИП (ГД) | 750 руб. |
Платежные поручения (исключая бюджетные), которые требуется делать аутсорсеру | 100 руб. |
Поступления товаров и услуг (внесено бухгалтером в базу) — 1 комплект документов | 150 руб. |
Реализация товаров и услуг (внесено бухгалтером в базу) — 1 комплект документов | 150 руб. |
Счет + Реализация товаров и услуг (выписано бухгалтером по просьбе клиента) — 1 комплект документов | 200 руб. |
1 Авансовый отчет (в авансовый отчет включаем НЕ БОЛЕЕ 10 чеков) | 200 руб. |
Группировка сведений
Учётные сведения могут фиксироваться разными методами.
Бухгалтерские счета. Помогают установить начальное и конечное состояние объектов учёта, а также отследить их изменения. Каждый ресурс на балансе компании имеет отдельный счёт со своим названием и цифровым кодом. Например, 01 «Нематериальные активы».
Двойная запись. Показывает двойственность финансовых операций. Один и тот же бухгалтерский показатель дублируется в разных отчётах: по приходу одного счёта и расходу другого.
Бухгалтерский баланс. Обобщает все сведения с помощью двух вышеописанных методов, а также анализирует состояние капитала фирмы. При таком методе видны остатки на счетах. Все сведения распределяются по категориям, группирующимся по статьям. Дебетовые остатки отображаются в активах, а кредитные остатки – в пассивах. Валютой является соотношение активов и пассивов.
Бухгалтерская отчётность. Показывает состояния финансов и имущества в фирме, объединяет результаты работы всех отделов фирмы, отображает итоги. В отчётность входят: бухгалтерский баланс, учёт убытков и прибыли, приложения, обоснование данных и аудиторское заключение.
Каждый способ связан с другим. Все способы вкупе образуют метод бухучета.
Принципы учёта
В бухучете имеют значение следующие принципы:
- начисление;
- постоянство;
- ясность;
- авторитетность;
- существенность;
- правдивость;
- объективность;
- нейтральность;
- осторожность;
- завершённость;
- сопоставимость;
- постоянство;
- единое денежное измерение.
Начисление – основа финансовой отчётности. Принцип означает, что все доходы и расходы учитываются после завершения хозяйственной операции, а не тогда, когда произойдёт оплата.
Постоянство подразумевает составление финансовой отчётности исходя из допущения, что организация работает непрерывно.
Ясность предполагает доступность сведений для пользователя. Этот принцип бухгалтерского учёта приводит к единому стандарту формы записи проведённых операций.
Авторитетность утверждает учёт только достоверной информации.
Существенность не допускает отображения неверной информации.
Правдивость – основной принцип бухгалтерского учета. Согласно ему, сведения, которые не имеют значительных ошибок или предвзятости, считаются достоверными.
Объективность – основа бухгалтерского учёта. Каждая транзакция отображается в бухгалтерском отчёте и подтверждаются официальными документами.
Нейтральность обязывает применять к вносимой в финансовый отчёт информации непредвзятость, характеризовать отражённую в документах информацию как надёжную.
Осторожность предполагает внимательность при проведении расчётов.
Завершённость определяет логическую полноту и достаточность указанных данных. Достоверная информация должна быть полной и иметь логическое завершение.
Сопоставимость определяет важность стандартизации форм отчётных периодов.
Постоянство предполагает переход отчетной информации из года в год. Грамотный учёт подразумевает сохранение учётной политики и составление графиков финансовых изменений.
Единое денежное измерение обозначает применение одного денежного измерителя для всех хозяйственных операций, упрощает анализ финансового отчёта.
Ведение бухучёта
Порядок ведения отчётности в организации примерно выглядит так.
В начале работы формируется политика, утверждаются счета, определяются формы регистров. Каждая транзакция сопровождается отдельным документом. Данные по операции регистрируются в элементах учёта. По каждой операции составляется проводка. В конце месяца бухгалтерия подводит итоги: определяются обороты и остаток по счетам. Некоторые счета закрываются, оформляется оборотная ведомость. В конце отчётного периода с отдельных счетов выводятся остатки. Срок отчётного периода прописан в статье 15 N 402-ФЗ «О бухучёте».
Перед оформлением годового отчёта организация проверяет своё имущество и состояние финансовых обязательств. Полученные данные сравниваются с финансовой отчётностью.
Бухгалтерский учёт невозможен без соблюдения принципов. Систематизация и составление отчётности имеет определённые нюансы. Данные процессы влияют на деятельность организации. Поэтому доверять ведение бухгалтерского учёта рекомендуется только опытным бухгалтерам.
Автор — Рассудимова Светлана Алексеевна
Красный диплом московский Технико-экономический колледж. Высшее образование (специалист) Московский государственных институт технологий и управления, специальность антикрищисное управление предприятием. 5 лет работа старшим аудитором в ресурсной практике в Бдо Юникон. Входит в Большую пятерку крупнейших аудиторских европейских компаний. 7 лет опыт работы главным бухгалтером. Руководство собственной аутсорсинговой компанией. Магистратура Московского института психоанализа, специализация — клиническая психология.